Цифровые технологии в музейной культурно-образовательной деятельности
Ключевые слова:
информационные технологии, музейное пространство, образовательная деятельность, цифровые технологии, виртуальный музей, дополненная реальностьАннотация
Предметом исследования стали современные информационные технологии в культурно-образовательной деятельности музеев. Установлены основные категории изучения цифровых технологий такие, как виртуальный музей, трехмерные туры, виртуальные панорамы, технологии дополненной реальности, приложения для мобильных телефонов, qr-коды и технология linkray. Объектом изучения являются такие российские музеи как Государственный музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина, мультимедийные просветительские проекты Третьяковской галереи и виртуальный филиал Русского музея. Для широты исследования темы рассмотрен опыт Манчестреской художественной галереи, которая провела исследование технологии дополненной реальности совместимой с интерактивными очками Google Glass. В результате исследования выявлены популярные цифровые решения и возможность внедрения данных технологий в образовательную деятельность небольших региональных музеев и галерей. Использование цифровых технологий, может не только усилить социальную и образовательную роль традиционных музеев в цифровую эпоху, но и повысить ценность культурного наследия. Развитие цифровых технологий, основанное на реальных потребностях музеев и их аудитории, принимая во внимание все их интересы, может обеспечить не обязательно самый инновационный, но и наиболее значимый, по-настоящему привлекательный и запоминающийся музейный опыт.
Список литературы
- Юренева Т. Ю. Музееведение: Учебник для подготовки кадров высшей квалификации М.: Академический проект, 2020. – 560 с. ISBN 978-5-8291-2582-0.
- Беззубова О. В. Теория музейной коммуникации как модель современного образовательного процесса / О. В. Беззубова / под ред. С.И. Дудника // Коммуникация и образование: сб. статей. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. – С. 418 – 427.
- Невесенко Е.Д. Роль виртуальных сетевых сообществ в развитии социальной инициативности молодежи // Теория и практика общественного развития, 2012, № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-virtualnyh-setevyh-soobschestv-v-razvitii-sotsialnoy-initsiativnosti-molodezhi (дата обращения: 12.07.2022).
- Яковлев Б.С., Пустов С.И. Классификация и перспективные направления использования технологии дополненной реальности // Известия ТулГУ. Технические науки, 2013, № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-i-perspektivnye-napravleniya-ispolzovaniya-tehnologii-dopolnennoy-realnosti (дата обращения: 25.05.2022).
- Гук Д. Ю. Виртуальные музеи: терминология, методология, восприятие / Д. Ю. Гук, В. В. Определёнов // Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова. Годичная научная конференция, 2014. – М.–Л., 2014. – С. 414.
- Пичкурова И.А. Информационные технологии в виртуальной коммуникации современного музея // Учёные записки (АГАКИ), 2021, № 1 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-virtualnoy-kommunikatsii-sovremennogo-muzeya (дата обращения: 05.2022).
- Никонова А.А. Визуальны технологии и сохранение культурного наследия России / А.А. Никонова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, 2014. – № 1 (18). – С.49–
- Логинова М.В., Притуля А.С. Внедрение иммерсивных практик в деятельность музеев г. Саранска: сотрудничество с приложением «artefact» // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2021, № 3–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-immersivnyh-praktik-v-deyatelnost-muzeev-g-saranska-sotrudnichestvo-s-prilozheniem-artefact (дата обращения: 25.05.2022).
- Комлев Ю.Э. Мультимедийные технологии в культурно-образовательной деятельности музея // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ), 2008, № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multimediynye-tehnologii-v-kulturno-obrazovatelnoy-deyatelnosti-muzeya (дата обращения: 24.05.2022).
- Столяров Б. А. Музей в пространстве художественной культуры и образования: Учеб. пособие // М-во образования и науки Рос. Федерации, СПб., 2007. 340 с. ISBN: 978-5-901751-71-8.
- Елесин С.С. Внедрение технологий виртуальной и дополненной реальности в музейную практику: проблемы и решения // Цифровая гуманитаристика: ресур-сы, методы, исследования. – Пермь, 2017. – С. 174–177.
- Leue M.C., Jung T.H., & Dieck D.T. Google Glass Augmented Reality: Generic Learning Outcomes for Art Galleries, 2015, 14 р.
- Li R.Y., & Liew A. An Interactive user interface prototype design for enhancing on-site museum and art gallery experience through digital technology Museum Management and Curatorship30 (2015), pp 208–229.
- Shehade M., & Stylianou-Lambert T. Virtual Reality in Museums: Exploring the Experiences of Museum Professionals. Applied Sciences (2020).
- Смирнова Т.А Цифровые технологии в экспозиционном пространстве музея: современные тенденции и перспективы / Т. А. Смирнова // Справочник руководителя учреждения культуры. – № 5. – 2010. – С. 67–74.
- Троянская С. Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: учеб. пособие / С. Л. Троянская. – Ижевск: Научная книга, 2007. – 140 с.
- Ченцова О. В. Музей как образовательный ресурс: ретроспектива развития образовательной среды от эпохи просвещения до современности // Историческая и социально-образовательная мысль, 2017. Т. 9. № 3–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzey-kak-obrazovatelnyy-resurs-retrospektiva-razvitiya-obrazovatelnoy-sredy-ot-epohi-prosvescheniya-do-sovremennosti (дата обращения: 25.05.2022).