Глобализация и локализация: двунаправленный вектор в современном искусстве

Авторы

  • Н.М. Шабалина

Ключевые слова:

современное искусство, авангард, постмодернизм, интернационализация, глобализация и локализация, идентичность, художественный стиль

Аннотация

Предметом изучения явились процессы интернациализации художественной деятельности, способствующие появлению многочисленных стилевых течений и направлений в мировом искусстве XX–начала XXI в. Бифункциональные и выразительные возможности искусства, научно-технические достижения и информатизация взаимосвязаны между собой и интегрированы в международную художественную систему. В исследовании для автора имеет равное значение выявление механизмов самоидентификации художника к определенной культуре региона, нации и параллельных процессов интернационализации – включенности художника в развитие глобальных мировых тенденций современности. Авангардное искусство по содержанию и формообразующей структуре интернационально. Развиваясь в различных странах, его представители оригинальными художественными средствами отражают единую концептуальную модель аналитического восприятия данного им мира, мира природы и мира вещей, что по сути своей, относится к пониманию феноменологии смыслообразования произведений искусства, предметной итерпретации ощущений в образах. В отдельных случаях в авангардном искусстве эпохи модернизма и постмодернизма рождались самостийные стилевые модели, в которых отчетливо проявлялись признаки локальной региональной культуры. Отсюда возникает интерес к пониманию возможных корреляций идентичности художника одновременно к глобальным и локальным процессам, определяющих его мировоззрение и образное воплощение художнической идеи.

 

Список литературы

1. Козлов С.Д. Глобализация и регионализация, локализация и глокализация: некоторые вопросы методологии исследования и преподавания процессов // Проблемы современной науки и образования, – № 1. – С. 64–71.

2. Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. – Москва, 2017. – 456 с.

3. Келеман Л.А. К вопросу о соотношении понятий «интернационализация» и «глобализация» // Kant, 2013. – № 2. – C. 82–83. ISSN 2222-243X. URL:https://www.elibrary.ru/download/elibrary_21005640_71405007.pdf (дата обращения 07.05.2020).

4. Фремптон К. Современная архитектура: критический взгляд на историю развития. – Москва, 1990. – 535 с.

5. Stephen Beckett. Knowledge Conditioned by the Void: On Complexity and the Design Problem. Design Issues, Spring 2020, no. 36, no 2, p. 6–17. URL: https://www.mitpressjournals.org/doi/pdf/10.1162/desi_a_00586 (дата обращения05.2020).

6. Маркадэ Жан-Клод.Гончарова, Ларионов и Малевич // Н. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов: Исследования и публикации / Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ. – М.: Наука, 2003. – С. 199 – 207.

7. Шукурова А.Н. Архитектура Запада и мир искусства XX века. – Москва, 1990. – 318 c.

8. Рябушин А.В. Архитекторы рубежа тысячелетий. – Москва, 2005. – 288 с.

9. Добрицина И.А. От постмодернизма –  к нелинейной архитектуре. Архитектура в контексте современной философии и науки /  И.А. Добрицына. – Москва, 2006. – 416 с.

10. Дианова В.М. Искусство и проблемы глобализации культуры //  Фундаментальные проблемы культурологи (в 4-х тт) / отв. ред.: Д. Л. Спивак. Санкт-Петербург, 2008. – С. 505–515. http://philosophy.spbu.ru/userfiles/rusphil/Dianova_4.pdf

11. Здвижкова И.Г.Трансформация самоидентификации художника в ХХ в., веке плюрализма стилей / Studia Culturae: No 19 (2014). – С. 204–214. ISSN: 2310–1245. URL: http://iculture.spb.ru/index.php/stucult/article/view/439 (дата обращения 29.04.2020).

12. Опанасюк А. П. К определению интенционального стиля искусства // Обсерватория культуры, 2014. – № 3. – С. 4–

13. Stephen Beckett. Knowledge Conditioned by the Void: On Complexity and the Design Problem. Design Issues, Spring 2020, v 36, no 2, pp 6–17. URL: https://www.mitpressjournals.org/doi/pdf/10.1162/desi_a_00586 (дата обращения05.2020).

14. Kuspit D. Sings of Psyche in Modern and Postmodern Art. New York: Cambridge University Press, 1993, 387 p.

15. Caroline Jones. The Global Work of Art. World’s Fairs, Biennials, and the Aesthetics of Experience Massachusetts Institute of Technology Cambridge, MA University of Chicago Press, 2017, 400 p. ISBN: 9780226291741. URL:https://press.uchicago.edu/ucp/books/book/chicago/G/bo24550483.html (дата обращения 25.05.2020).

16. Каспит Дональд. Диалектика декаданса: современное искусство под гнетом истории // Художественный журнал. – Москва, 1998. – № 21. URL:http://moscowartmagazine.com/issue/70/article/1505 (дата обращения 03.05.2020).

17. Шухов. Формула архитектуры / сост. М. Акопян, Е. Власова: [текст парал. рус., англ.]. – Москва, – 440 с. ISBN 978-5-907174-12-2.

18. Joseph Kosuth. Art After Philosophy (1969)Джозеф Кошут "Искусство после философии". – Часть 1. URL:http://www.ubu.com/papers/kosuth_philosophy.html (дата обращения 03.05.2020).

Загрузки

Опубликован

01-01-2020

Выпуск

Раздел

История и теория науки

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)