Сквозная поэтапная система архитектурно-дизайнерского образования как гарантия качественной подготовки специалиста в области архитектуры и дизайна

Авторы

  • О.М. Шенцова

Ключевые слова:

архитектурно-дизайнерское образование, непрерывность образования, сквозная система образования, профессиональная подготовка, профессиональное становление

Аннотация

В статье рассматривается проблема непрерывности системы архитектурно-дизайнерского образования. Одним из действенных способов этой непрерывности является сквозная поэтапная система профессионального становления специализированных кадров в области архитектуры и дизайна, налаживание взаимосвязей "школа-вуз-предприятие", используя новые современные технологии обучения, создание новых методик. В статье представлена модель профессионального становления архитекторов и дизайнеров, которая включает в себя три этапа подготовки: начальный (довузовский), промежуточный (вузовский), заключительный (послевузовский), задачи каждого этапа, педагогические условия  и методику профессионального становления: методические основы профессиональной подготовки (выстраивание межэтапных и междисциплинарных связей при разработке методических основ профессиональной подготовки и при организации учебного процесса), формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности (создание ситуации успеха путем участия в выставках и конкурсах, практическая реализация и внедрение учебных проектов в архитектурную среду города, обеспечение эффективного взаимодействия между всеми участниками учебного процесса), создание эмоционально-комфортной образовательной среды (современный эстетичный дизайн образовательного пространства и эргономичное оборудование, использование современных интерактивных образовательных технологий). Также  выявлены четыре типа архитектурно-дизайнерской деятельности:  художественная проектная деятельность, теоретическая архитектурно-дизайнерская деятельность (или архитектурно-дизайнерская теория), прикладная научно-исследовательская архитектурно-дизайнерская деятельность, организационно-управленческая архитектурно-дизайнерская деятельность, к одному из которых имеются объективные склонности и предпочтения обучающихся.

 

Список литературы                        

  1. Непрерывность образования обсудили на «Открытом городе» // Открытый город: конференция об архитектурном образовании 29 сентября 2017 г. URL: http://archsovet.msk.ru/article/sobytiya/nepreryvnost-obrazovaniya-obsudili-na-otkrytom-gorode (дата обращения 16.07.2020).
  2. Кудрявцев А.П., Степанов А.В., Метленков Н.Ф., Волчок Ю.П. Архитектурное образование: проблемы развития. – М.: УРСС, 2002. – 152 с.
  3. Шенцова О.М. Профессиональное становление архитектора в условиях Российского образования //Alma mater (Вестник высшей школы), 2017. – № 7. – С. 85–
  4. Баженова Е.С. Есть ли будущее у архитектурной профессии в России? // Архитектурный Петербург. – СПб., 2012. – № 1 (11). – С. 5–7.
  5. Пак Л.Г., Беседина И.В. Возможности профессионального образования в развитии творческого потенциала будущих архитекторов // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал, 2015. – № 2. – С. 169–174.
  6. Капустин П. В., Семенова Н. В. Об историко-теоретическом содержании архитектурного образования // Интеграция в международное образовательное пространство. –Ереван, 2011. – С. 47–50.
  7. Коушетова О.Л. Влияние довузовской подготовки на качество профессионального обучения архитекторов // Профессиональное образование в современном мире. – 2014. – № 4 (15). – С. 111–121.
  8. Шенцова О.М. Непрерывность архитектурно-художественного образования - гарантия творческого успеха архитектора // Развитие образовательного пространства региональных вузов в системе координат приоритетных проектов РФ: лучшие практики. Алтайский государственный университет. – Барнаул, – С. 687–692.
  9. Шенцова О.М. Концепция профессионального становления студентов по направлению 270300.62 «Дизайн архитектурной среды» в ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова» // Новые идеи нового века: материалы междун. науч. конф. – ФАД ТОГУ, 2013. – Т. 1. – С. 464–470.
  10. Беккерман П.Б. Дополнительное образование как важный фактор достижения профессионально-творческого роста учащейся молодежи // Мировоззрение в XXI веке, 2018. –Т. 1. – № 2. – С. 10–
  11. Савина Н.В., Лопанова Е.В., Кузнецова Е.А. Феномен успешности в детском возрасте // Детство, открытое миру, 2020. – С. 114–118.
  12. Шенцова О.М. Типы профессиональной архитектурной деятельности и категории архитекторов в зависимости от специфик этой деятельности // Russian Studies in Culture and Society, 2019. – Т.3. – № 2. – С. 35–40.
  13. Джонс К. Дж. Методы проектирования /пер. с анг.; под ред. В.Ф. Венды. – М.: Мир, 1986. – 376 с.
  14. Залесский М.Л., Григорян М.Э. Стресс ученика, хорошо это или плохо? // Школьные технологии. – 2017. – № 3. – С. 62–68.
  15. Стандарт профессиональной деятельности архитектора. URL: https://ball-ka.livejournal.com/68678.html (дата обращения 22.05.2020).
  16. Плотникова Г.Г. Подготовка управленческих кадров в системе дополнительного профессионального образования // Образование и наука. – Екатеринбург, 2014. – № 6 (115). – С. 134–148.
  17. Гуринов Л.Б. Дизайнерская антропогогика // Дизайн. Искусство. Промышленность: междун. сб. науч. трудов. – Вып. 1. – Челябинск, 2012. – С. 77–86. ISBN 978-5-9904229-1-9.
  18. Шенцова О.М. Проблемы профессионального архитектурного образования в России, включая дополнительное образование // Актуальные вопросы непрерывного профессионального образования / сб. мат. под науч. ред. М.В. Новикова. – Ярославль, 2018. – С. 39–43.
  19. Кияненко К.В. Американская система непрерывного образования архитекторов // Архитектура и строительство, – 2011. – № 3. – С.45–51.
  20. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. (с изменениями 2018 г.). URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения 14.07.2020).
  21. Шенцова О.М. Развитие интереса к обучению путем создания эмоционально-комфортной образовательной среды // Открытое образование, 2017. – Т. 21. – № 6. – С. 92–104.

Загрузки

Опубликован

01-01-2020

Выпуск

Раздел

Историко-теоретическая концепция и практика дизайна