Растительно-плетённый орнамент как этнокультурный маркер русской православной общины (опыт дизайна графической разработки)
Ключевые слова:
плетёный орнамент, русские этнокультурные мотивы, дизайн, орнаментальная система, Одигитриевский монастырьАннотация
Предметом научного анализа в исследовании обозначен феномен русского плетёного орнамента XI–XII вв. и применение его в проектном дизайнерском обучении. Объектом изучения являются памятники декоративно-прикладного искусства, книжной графики, дизайна, архитектурного декора и использование их в качестве источников для вдохновения при дизайн-проектировании. В процессе работы были выявлены характерные особенности русского плетёного орнамента и выбран в качестве прототипа базовый элемент для дальнейшего формообразования. На его основе осуществилось проектная разработка авторских плетёных орнаментов способом стилизации. Метод построения орнамента – комбинаторика: размещение базового элемента согласно правилам симметрии. При создании орнаментальных композиций основная роль отводилась модулю – толщине линии плетения, порядку наложения линий плетения и размещению однотипных декоративных элементов при создании бордюров, угловых соединений, розеток, сетчатых орнаментов, на периферии композиционного построения. Результатом проектирования студентами, обучающимися по учебному профилю «графический дизайн» Южно-Уральского государственного университета явилось создание айдентики и целостной орнаментальной системы с использованием русских этнокультурных мотивов для женского Одигитриевского монастыря в г. Челябинск.
Список литературы
- Знаменский П.В. История Русской Церкви / П.В. Знаменский. – Москва, 2000.
- Лицом к свету. Очерк истории Одигитриевского женского монастыря города Челябинска / сост. Т.О. Воронова. – Челябинск, 2005. – 86 с.
- Кириченко Е. И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII–начала XX века / Е.И. Кириченко. – Москва, – 432 с.
- Иванов Н.А. Орнамент в западноевропейской теории дизайна XIX–XXI вв. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. – Санкт- Петербург: – 24 с.
- Крис Мидлтон, Люк Херриотт Клипарт. Использование готовых изображений в профессиональном дизайне. – Москва, 2007. – С. 84.
- Кричевский Е. Ю. Орнаментация глиняных сосудов у земледельческих племён неолитической Европы / Кричевский Е. Ю. // Ученые Записки Ленинградского государственного университета. Серия исторических наук. – Ленинград, 1949. – № 85.
- Буткевич Л. М. История орнамента/ Л. М. Буткевич. – Москва, 2008.
- Shabalina N. Colour is a Sign of National Traditional Ornamental Art // The Artistic Traditions of Non-European Cultures, vol. 4 Textiles of the Silk Road Design and decorative techniques: from Far East to Europe Edited by Dr Jerzy Malinowski. Polish Institute of World Art Studies & Tako Publ. House, Warsaw–Torun, 2016, pp 157–167. ISSN 2450-5692.
- Узоры симметрии / сборник статей / под ред. М. Сенешаль и Дж. Флека. – Москва, 1980. – 272 с.
- Шубников А.В. Симметрия в науке и искусстве / А.В. Шубников, В.А. Копцик. – Москва, 1972. – 337 с.
- Елкина А.К. Исторические и теоретические принципы построения плетённого орнамента // Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. – Москва, 1983. – № 8. ВНИИР. (Электронный ресурс). URL http://www.art-con.ru/node/2994 (дата обращения 10.07. 2020).
- Рыбаков А. Б. Прикладное искусство и скульптура // История культуры Древней Руси. II том. – Москва–Ленинград,
- Свирин А.Н. Древнерусская миниатюра. – Москва, 1950.
- Вагнер Г. К. Скульптура Древней Руси. – Москва, 1969
- Бочаров Г. Н. Прикладное искусство Новгорода Великого. – Москва, 1969.
- Каманин Н. Зверинецкие пещеры в Киеве. – Киев, 1914.
- Жуковская Л. П. Инициалы в древнерусских рукописных книгах // Русская речь, 1974. – № 3. – С. 108–
- Павлов Г. В. Плетеный орнамент: история, приемы создания, реализация в материале: учебное пособие / Г. В. Павлов / Омский государственный технический университет. – Омск, 2013. – 168 с.