Беларусь – в Париж: экспозиция БССР на всемирной выставке декоративного искусства и художественной промышленности 1925 года
Ключевые слова:
Беларусь, декоративное искусство, народное искусство, художественная промышленность, Всемирная выставка в Париже 1925 годаАннотация
В статье, на основе материалов архивного дела, которое хранится в Национальном архиве Республики Беларусь, и фотографий выставочных экспонатов из собраний Литовского национального музея и Национального исторического музея Республики Беларусь, рассмотрен малоизвестный факт первой в советский период зарубежной репрезентации белорусской культуры и искусства на Всемирной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже 1925 года. Европейским зрителям были представлены такие уникальные произведения народного искусства, как иконостасные царские врата из д. Иванчицы на Полесье, которые полностью сплетены из соломки, деревянная скульптура из белорусских униатских и католических храмов, которые хранились в Белорусском государственном музее. Экспонаты были утрачены в годы Второй мировой войны, поэтому фотографии и архивные сведения, которые выявлены и впервые введены в научный оборот, являются чрезвычайно ценным источником информации о богатстве и разнообразии художественного наследия белорусского искусства.
Список литературы и источников
1. Беларусь – у Парыж // Савецкая Беларусь. – 1925. – № 37. – 15 лютага. – С. 4.
2. Лабачэўская, В.А. Саламяныя царскія вароты: новая знаходка // Беларускі гістарычны часопіс. – 2006. – № 4. – С. 24–27.
3. Новиков, К. Показной инстинкт // Комерсантъ-Деньги. – 2005. – № 21. – С.85–90. - http://www.kommersant.ru/doc/581403 (дата обращения 1.06.2016).
4. Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 7. Оп. 1. Д. 230. Л. 1–57.
5. Савченко, Н. Слуцкий фотограф Сомир Юхнин //Музейный вестник. Вып. 2 / Н. Колымага, А. Ладисов; Нац. музей истории и культуры Беларуси. – Минск: Юнипак, 2005. – С. 94–106.