Станковизм в нижнетагильской лаковой росписи 1990-х–2010-х гг.

Авторы

  • Г. В. Голынец
  • А. А Толстова

Ключевые слова:

нижнетагильская лаковая роспись, народный промысел, декоративно-прикладное искусство, поднос, станковизм, стиль, копийное направление

Аннотация

Станковизм как явление связано с принципиальными вопросами развития художественной культуры, что подтверждается повторяемостью периодов станковизации в истории искусств. Существуя внутри художественной системы и проявляясь в переходные моменты – в периоды кризиса господствующего стиля и поиска новых выразительных средств, он констатирует, прежде всего, утрату единства искусств – их синтеза. Но в каждом случае станковизм имеет свои стилистические допущения и особенности проявления. В статье на основе избранных произведений рассматривается проблема проявления черт станкового искусства («станковизма») в нижнетагильской лаковой росписи по металлу. Сопоставляя характер структурной организации декора изделий разных эпох, авторы отмечают во многом поверхностное стремление современных художников следовать принципам трансформации фигуративного мотива, заимствуемого из станкового произведения и переносимого на плоскость подноса (его «зеркало»). Это определяется как одно из основных проявлений художественного кризиса в нижнетагильском лаковом искусстве, поскольку обнажает игнорирование современными мастерами росписи ее единства с предметной формой. Актуальность статьи обусловлена обращением к проблеме, прежде не подвергавшейся рассмотрению и подробному анализу.

 

Список литературы

  1. The Departure of the Sons of Tippoo Sultan from the Zenana / Collection [Электронный ресурс] The Metropolitan Museum of Art. Режим доступа: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/343496 (дата обращения: 04.05.2018)
  2. The Departure of the Sons of Tippoo from the Zenana / Collection online [Электронный ресурс] British Museum. Режим доступа: https://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?objectId=3134099&partId=1 (дата обращения: 04.05.2018).
  3. Барадулин, В. А. Уральский букет. Народная роспись горнозаводского Урала / В. А. Барадулин. – Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1987. – 126 с.
  4. Барадулин, В. А. Возрождение и защита традиционного художественного промысла (роспись по металлу Урала) / В. А. Барадулин // Россия и Западная Европа: взаимодействие двух индустриальных культур. 1700–1950 гг. Доклады учю-ов Междун. науч. конф., г. Нижний Тагил, 15–18 августа 1996 г., в 2 т. Т. 1 / под. ред. С. В. Устьянцева, Е. В. Логунова, И. Г. Семёнова; Независимый ин-т истории материальной культуры; Нижнетагильский музей-заповедник горнозаводского дела Среднего Урала. – Екатеринбург,1996. – С. 160–161.
  5. Барадулин, В. А. Возрождение и защита традиционного художественного промысла (роспись по металлу Урала) / В. А. Барадулин // Россия и Западная Европа: взаимодействие двух индустриальных культур. 1700–1950 гг. Доклады уч.ов Междун. науч. конф., г. Нижний Тагил, 15–18 августа 1996 г., в 2 т. Т. 2 / под. ред. С. В. Устьянцева, Е. В. Логунова, И. Г. Семёнова. Независимый ин-т истории материальной культуры; Нижнетагильский музей-заповедник горнозаводского дела Среднего Урала. – Екатеринбург, 1996. – С. 147–160.
  6. Голынец, Г. В. Противоречивые 90-е и «нулевые»: традиция, эклектика и индивидуальное творчество // Голынец Г.В, Торкотюк Г.И. Нижнетагильский расписной поднос: Общие закономерности композиции. Екатеринбург, 2012. – С. 15–20.
  7. Декоративно-прикладное искусство / Коллекция музея [Электронный ресурс] // Нижнетагильский Муниципальный Музей Изобразительных Искусств. Режим доступа: http://artmnt.ru/collection.php?clt=5 (дата обращения: 07.05.2018).
  8. Дмитриев, А. В. Тагильская роза: История «лакирного дела» на Урале / А. В. Дмитриев, А.С. Максяшин. – Екатеринбург: Старт, 2000. – 140 с.
  9. Историческая сцена: Отъезд в Англию двух индийских принцев (сыновей Типу Султана) / Коллекции [Электронный ресурс] // Государственный Эрмитаж. Режим доступа: http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/04.+engraving/912579 (дата обращения: 04.05.2018).
  10. Каган, М. С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Ч. I, II, III / М. С. Каган. – Ленинград: Искусство, 1972. – 440 с.
  11. Каталог. Музей истории подносного промысла (Дом Худояровых). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://museum.umiks.su/ (дата обращения: 04.05.2018)
  12. Козак, О. Простите нас, баба Груша! («Тагилка». 2010, 17 июня) // Хроника основных событий в истории нижнетагильской лаковой росписи по металлу по материалам периодических изданий (1974–2014) / авт.-сост. А. С. Максяшин. – Екатеринбург: Издательский дом Уральского государственного юридического университета, 2014. – С. 74–75.
  13. Максяшин, А. С. Тагильский букет / Тагильский рабочий. 14.08.1985 // Хроника основных событий в истории нижнетагильской лаковой росписи по металлу по материалам периодических изданий (1974–2014) / авт.-сост. А.С. Максяшин. – Екатеринбург: Издательский дом Уральского государственного юридического университета, 2014. – С. 28–29.
  14. Павловский, Б. В. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала / Б. В. Павловский. – Москва: Искусство, 1975. – 131 с.
  15. Разина, Т. М. О профессионализме народного искусства. – Москва, 1985. – 192 с., ил.
  16. Разина, Т. М. О художественных системах в искусстве традиционных промыслов // Эстетические основы народного искусства и художественных промыслов: сб.-к статей / отв. ред. Н.В. Черкасова, сост. Т. М. Разина. – Москва,1992. – С.11–30.
  17. Рождественская, С. Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. Архитектурный декор и художественные промыслы / С. Б. Рождественская. – Москва: 1981. – 205 с.
  18. Семенова, Т. С. Народное искусство и его проблемы: очерки. – Москва, 1977. – 246 с.
  19. Силонова, О. Н. Крепостные художники Демидовых. Училище живописи. Худояровы. XVIII–XIX века. Из истории подготовки специалистов художественных и художественно-ремесленных профессий Демидовыми / О.Н. Силонова. – Екатеринбург, 2007. – 416 с.
  20. Творение как дар. Тагильский расписной поднос конца XX– начала XXI века / сост. Л.А. Хайдукова. – Нижний Тагил, 2013. – 220 с.
  21. Трошина, Т. М. Мотивы западноевропейского искусства в творчестве нижнетагильских мастеров первой половины XIX века // Россия и Западная Европа: взаимодействие двух индустриальных культур. 1700–1950 гг. Доклады уч.-ков Междун. науч.конф., г. Нижний Тагил, 15–18 августа 1996 г., в 2 т. Т. 2 / под. ред. С. В. Устьянцева, Е. В. Логунова, И. Г. Семёнова. Независимый ин-т истории материальной культуры; Нижнетагильский музей-заповедник горнозаводского дела Среднего Урала. – Екатеринбург, 1996. – С. 179–182.
  22. «Уральская лаковая живопись по металлу» из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал». Каталог уральской лаковой живописи подносного промысла / под ред. В. А. Барадулина, А. Х. Фахретденовой. – Нижний Тагил: Издательский дом «Медиа-Принт», 2006. – 116 с.
  23. Хайдукова, Л. А. Тагильский подносный промысел: мастера сюжетной росписи, тенденции, технические приёмы // Четвёртые Худояровские чтения: научное издание. Доклады и сообщения. 21–22 октября 2009 г. / Уральское училище прикладного искусства; Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал» / ред. Л.А. Павленко, А.Х. Фахретденова. – Нижний Тагил, 2009. – С. 247–

 

Загрузки

Опубликован

01-01-2019

Выпуск

Раздел

Эстетические ценности мировой художественной культуры в современном осмыслении