Полипрофессиональные технологии в системе высшего художественного образования
Ключевые слова:
художественное образование, высшая школа, традиция, музейная коллекция, экспедиция, мастер-класс, воркшоп, полипрофессиональные технологииАннотация
В исторической динамике анализируются различные формы деятельностного подхода в художественном образовании и профессиональной педагогике: изучение первоисточника в музее; мастер-класс, воркшоп, экспедиция. Различные виды практикума рассматриваются в области профессиональных умений и образовательных технологий, что в свою очередь, приводит к формулированию концепции полипрофессиональных технологий в художественном образовании. Полифункциональный комплекс профессионального обучения позволяет системно организовать и активизировать потенциал интерактивных форм проведения занятий, отвечающий современным требованиям компетенций по выбранному профилю художественного направления. Развивающие личность полипрофессиональные технологии стимулируют студентов к аналитической исследовательской работе, способствуют его вовлечению в экспериментальную практическую и творческую конкурсную деятельность, и в будущем такой специалист будет конкурентно-способным в своей профессии. Результатом системного обучения должен явиться сформированный потенциал самоорганизации, творческой, мыслящей, эмоционально воспринимающий действительность личности, динамично и длительно развивающейся.
Список литературы
1. Ангелова, Д.И. Методы дизайна // Современные проблемы дизайна архитектурной среды: сборник научных статей / сост. канд. ист. наук. Н.М. Шабалина. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. – Вып. 1. – С.42–49.
2. Богуславская, И.Я. Значение местных традиций для развития современного народного искусства // Народное искусство России в современной культуре XXI век / автор-сост., науч. ред. М.А. Некрасова. – М., 2003. – С. 115–
3. Гуринов, Л.Б. Дизайнерская антропогогика // Дизайн. Искусство. Промышленность: Международный сборник научных трудов / отв. ред. к. ист.н. Н. М. Шабалина. – Челябинск, 2012. – Выпуск I. – С.77–86.
4. Днепров, С.А. От монопрофессиональной подготовки к полипрофессиональной / С.А. Днепров, Н.Н. Тулькибаева, И.Ф. Медведев // Профессиональное образование. Столица. № 5, 2015. [Электронный ресурс] http://m-profobr.com/files/-------_8koa162b.pdf (дата обращения. 03.05.2018).
5. Исенко, С.П. Некоторые вопросы преподавания народной художественной культуры в системе общего, среднего, высшего образования // Народное искусство России в современной культуре XXI век / автор-сост., науч. ред. М.А.Некрасова. – М., 2003. – С. 213–
6. Кокина, В.А. Мастер-класс как аккредитационный показатель / В.А. Кокина, В.Е. Королева, Мамаева И.А. // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина». – Москва, – С. 109–112.
7. Леонтович, А.В. Экспедиция как форма реализации исследовательской педагогической технологии / А.В. Леонтович, А.В. Цветков // Исследователь, 1–2, 2012. – С. 338–345.
8. Масляницин, С.И. Ученичество в народном искусстве // Проблемы народного искусства / под ред. М.А.Некрасовой и К.А.Макарова / сб. статей. – М., 1982. – С. 94–
9. Панина, Н.Н. Акмеология развития полипрофессиональной компетентности / 19.00.13 – Психология развития, акмеология (психологические науки). Автореф. дис.на соискание уч. ст. д.-ра психол. наук. – Кострома, 2013.
10. Шабалина, Н.М. Челябинск в биографии Виктора Евгеньевича Гусева // Исторические чтения. Вып. 6: Мат.-лы науч.-пркат. конф. “Имена уходящего века” (1999). Центр историко-культурного наследия Челябинска. – Челябинск, 2003. – С.127–
11. Шабалина, Н.М. Роль и значение проведения экспедиций и мастер-классов в системе обучения по специальности “Народное художественное творчество” // 26 науч.-практич. конф. “Культура-искусство-образование: новое в методологии, теории и практике” профессорско-преподавательского состава ЧГАКИ 4 февраля 2005 г. – Челябинск, 2005. – С. 337–
12. Шабалина, Н.М. Этапы формирования дизайн-архитектурной школы на Южном Урале // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – Челябинск, Издательский центр ЮУрГУ, 2017. – Том 17. – № 2. – С. 75–78.