Социокультурные функции и исторические закономерности формирования образных систем и выразительных средств прикладного искусства
Ключевые слова:
прикладное искусство, социокультурные функции, художественный образ, выразительные средства, художественная промышленность России, XX векАннотация
Рассматривается проблема социокультурных функций и закономерностей формирования образных систем и выразительных средств прикладного искусства в эпоху исторических перемен российского общества XX века в историографическом аспекте. Анализируются и сопоставляются различные точки зрения общественных деятелей и ученых, исследователей на обозначенную проблему. В фокусе зрения метод и стиль конструктивизма, сформировавший особую образную систему авангардного искусства и повлиявший на развитие искусства постмодернистской эпохи. Показан социокультурный аспект в становлении универсальных организационных форм творческой деятельности. В предметном творчестве наиболее полно сфокусировались взаимоотношения социального и экономического, социального и эстетического, художественного. Образная система предметного искусства формировалась с учетом специфики организации социума и его материальных и духовных потребностей. Художественный образ предмета, его содержательные и структурные элементы непосредственно вытекают из его функциональных связей с человеком, обществом, средой.
Список литературы
1. Арватов, Б. Искусство и классы. М.–Пг., 1923. С. 30.
2. Богданов, А. О пролетарской культуре. Л.–М., 1924. 230 с.
3. Богданов, А. А. Тектология. Всеобщая организационная наука / Часть I. М.Л: Книга, 1925. 300 с.; Часть II. Изд-е 3-е. Л.-М.: Книга, 1927. 240 с.; Часть III. Изд-е 2-е. Л.-М.: Книга, 1929. 221 с.
4. Бюхер, К. Возникновение народного хозяйства. Вып. 1 / Публичные лекции и очерки. Спб.: Тип. Н.Н. Клобукова, 1907. 195 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.readoz.com/publication/read?i=1028844#
5. Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) – ВКП (б), ВЧК – ОГПУ – НКВД о культурной политике. 1917–1953 / под ред. А. Н. Яковлева; сост. А.Н. Артизов, О.В. Наумов. М.: Международный фонд «Демократия», 1999. 872 с.
6. Гаузенштейн, В. Искусство и общество / пер. с нем. А. Ш. Мароз. М., 1923. 340 с.
7. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии: пер. с фр. / Изд. подгот. А. Б. Гофман; Примеч. В. В. Сапова. М. : Наука, 1991. 572.
8. Жадова, Л. А. Татлин – проектировщик материальной культуры // Советское декоративное искусство 77/78. М.: Советский художник, 1980. С. 213.
9. Зомбард, В. Художественная промышленность и культура / пер. с нем. Э.Б., под ред. М.В. Кечеджи-Шаповалова. СПб.: книгоизд. тов-во «Улей», 1908. 84 с
10. Ионин, Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М.: Логос, 2000. 430 с.
11. Иоффе, И. Кризис современного искусства. Л., Изд-во «Прибой», 1925. 64 с.
12. Иоффе, И. Новый стиль. М.–Л., 1932. 160 с.
13. Иоффе, И. Синтетическая история искусств: Введение в историю художественного мышления. Л.: Огиз, 1933. 570 с.
14. Каган, М. С. Эстетика как философская наука. – СПб., 1997. – 544 с.
15. Крупская, Н. К. Главполитпросвет и искусство (1921) // Из истории советской эстетической мысли, 1917–1932: сб. материалов / сост. Г. А. Белая. М., 1980.С.120.
16. Мазаев, А. И. Концепция «производственного искусства» 20-х годов: историко-критические очерки. М.: «Наука», 1975. С.268.
17. Полонский, В. П. Художник и общественные классы (о теории «социального заказа») // Из истории советской эстетической мысли, 1917–1932: сб. материалов / сост. Г.А. Белая. М.: Искусство, 1980. С. 208.
18. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика (1941–1947). СПб: Изд-во РХГИ, 2000. С. 80–82.
19. Тард, Габриэль. Сущность искусства / 1895, пер. с франц. под ред. и с предисл. Л. Е. Оболенского. Изд.2-е. М., Изд-во ЛКИ, 2007.120 с.
20. Чужак, Н. Под знаком жизнестроения (опыт осознания искусства дня) // Из истории советской эстетической мысли, 1917–1932: сб. материалов / сост. Г. А. Белая. М.: Искусство, 1980. С. 353.