Тема нефти в азербайджанском изобразительном искусстве
Ключевые слова:
нефтяной бум, лирический радикализм, мягкий реализм, индустриальный пейзаж, суровый стиль, монументальность, постмодернизм, полисемантикаАннотация
В статье анализируется одна из основных тем в азербайджанском изобразительном искусстве – тема нефти. К этой теме, так или иначе, обращались почти все азербайджанские художники, что неудивительно, так как нефть это не просто энергетический ресурс, а символический бренд, прославивший Азербайджан во всем мире. Относительно этой тематики в статье автор делит изобразительное искусство на три периода: дореволюционный, советский и постсоветский. При этом первый период только номинально можно связать с азербайджанским искусством, так как в дореволюционное время в Азербайджане ещё не существовало художественной школы, и художники этого периода не были этническими азербайджанцами. Сопоставляя эти три периода и рассматривая произведения знаковых для Азербайджана художников, автор приходит к выводу, что, только в советское время – в первую очередь, в работе таких мастеров как Т. Салахов, Т. Джавадов, Н. Гасымов, – тема нефти была раскрыта полностью и адекватно собственному значению. Почему? Ответ прост: именно в советский период, в первую очередь, была затребована индустриальная тема, и именно в этот период появился «суровый стиль», который словно рожден был для раскрытия нефтяной тематики.
Список литературы
1. Микеладзе, Г. Нефть в живописи современных художников // Журнал САКАР Плюс, весна 2012. – www.socarplus.az