Художник и пластическая идея в авторской керамике Южного Урала второй половины ХХ – начале XXI века

Авторы

  • Г. В. Голынец
  • И. Н. Писцова

Ключевые слова:

авторская художественная керамика, материалы, технологии, «суровый стиль», пластическая метафора, полистилистика, постмодернизм

Аннотация

Актуальная проблема пластической интерпретации формы в авторской керамике рассматривается на материале творчества мастеров Южного Урала периода второй половины XX–начала XXI века. Подъем развития культуры в промышленных городах края, возникновение керамических заводов привлекли сюда плеяду художников декоративно-прикладного искусства. Проследить смену стилей, проанализировать изменение выразительных средств и особенностей эмоционально-пластического образного решения произведений входит в задачи статьи. В основе исследования вопроса лежат искусствоведческий и междисциплинарный научные методы. В статье акцентируется новое восприятие изобразительного начала в прикладном искусстве 1980-х годов, приведшее художественный процесс к полистилистике постмодернизма 90-х и, наконец, к значимости индивидуальной идеи автора в интерпретации образа в новом веке. В изучаемый период авторская керамика,  собранная музейными фондами Южного Урала, представлена именами: В.Т. Егоровой, В.П. Жарикова, А.П. Кудрявцева, В.Ф. Тайницкого, Н.Г. Бочкаревой, Е.А. Щетинкиной, Б.И. Тряпицына, В.Б. Хорхолюка, А.С. Пурика, Э.Ф. Шарафутдиновой, В.В. Портновой.

 

Список литературы

  1. Шабалина Н.М. Художественная промышленность Южного Урала в контексте индустриальной культуры XX века: монография/ Н.М. Шабалина. – Челябинск: Издательство Южно-Уральского гос. гуманитарно–педагогического университета, 2019. – 243 с. 
  2. Макаров К.А. Керамика РСФСР / Советское декоративное искусство 1945–1975: Очерки / отв. ред. В.П. Толстой. – М.: Искусство, 1989. – 256 с.
  3. Трифонова Г.С. Художественная культура Южного Урала (1900–1980-е гг.). Художественная среда. Музей. Художники: монография / Г.С. Трифонова. – Челябинск: Издательский центр Южно-Урал. гос. ун-та, 2009. – 217 с.
  4. Художественная среда Челябинска. Рисунок. Скульптура. Живопись: каталог выставки / сост. Г.С. Трифонова. – Челябинск, 1998. – 70 с.
  5. Крамаренко Л. О самоценности современной керамики / Пути и перепутья. Исследования и материалы по отечественному искусству XX века / ред.-сост. А.В. Дехтерева, Н.С. Степанян. – М.: Индрик, 2006. – 304 с.
  6. V Зональная художественная выставка «Урал социалистический»: Живопись, скульптура, графика, театрально-декорационное и декоративно-прикладное искусство / Авт. вступит. ст. Б. В. Павловский; сост. И. Л. Туржанская. – Ленинград: Художник РСФСР, 1982. – 8 с.
  7. Кудзоев О.А., Ваганов А.С. Скульптурная летопись края. – Челябинск: Юж.- Урал. кн. изд-во, 1989. – 240 с.
  8. Владимир Федорович Марков / сост., общ. ред. Цивина В. А.; сост., подгот., пер. на англ. яз. Марковой Е. В.; вступ. ст. Софьиной К. Ф. – СПб.: Проект «Свободные художники Петербурга», 2012. – 352 с.
  9. Гусарова Ю. В. Ленинградская керамика как феномен отечественного искусства второй половины XX века: диссертация ... кандидата искусствоведения: 17.00.04 / Гусарова Юлия Васильевна. – Санкт-Петербург, 2011. – 263 с. URL: http://www.dslib.net/muzee-vedenie/leningradskaja-keramika-kak-fenomen-otechestvennogo-iskusstva-vtoroj-poloviny-xx.html. (дата обращения: 07.2020).
  10. Елена Щетинкина. «Ладонью не заслонишь небо». Фарфор, графика: каталог выставки / Челяб. обл. картинная галерея; сост. и авт. вступ. ст. С. Шляпникова. – Челябинск: Крокус, 2004. – 15 с.
  11. Малолетков В. А. Художественная керамика в России на рубеже XX–XXI веков // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА / Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова. – МГХПА, 2017, № 2. – Часть 1. – 260 с. URL: https://академия-строганова.рф/uploads/catalogfiles/1699_v-a-maloletkov-hudozhestvennaya-keramika-rossii-na-rubezhe-xx-xxi-vekov.pdf. (дата обращения 25.09.2020).
  12. Копылков М., Изотова М. Одна композиция. – СПб.: Новая Нива, 2010. – 320 с.
  13. Мусина Р.Р. Городская глиняная игрушка в контексте традиционной лепной игрушки // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА / Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова. – МГХПА, 2016, № 2. – Часть 1. – 288 с. – URL: https://академия-строганова.рф/uploads/catalogfiles/1416_sbornik_2-1-2016.pdf. (дата обращения 23.12.2020).
  14. Хорхолюк В. Б. Основные методы ручного формования художественной керамики. – Магнитогорск: МаГУ, 2004. – 85 с.
  15. Пурик А.С., Морозова И.Н. Пластические метаморфозы гончарной формы в современной отечественной керамике (конец 70-х гг. XX в. – начало XXI в.) // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств, 2015, № 4 (44). – С. 86–91. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/plasticheskie-metamorfozy-goncharnoy-formy-v-sovremennoy-otechestvennoy-keramike-konets-70-h-gg-xx-v-nachalo-xxi-v https://cyberleninka.ru/article/n/plasticheskie-metamorfozy-goncharnoy-formy-v-sovremennoy-otechestvennoy-keramike-konets-70-h-gg-xx-v-nachalo-xxi-v. (дата обращения 29.08.2020).
  16. Малолетков В.А. Глобализация и национальные традиции в современной художественной керамике // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА / Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова. – МГХПА, 2013. – № 2. – 258 с. – URL: https://академия-строганова.рф/uploads/catalogfiles/1403_sbornik_2-2013_light.pdf. (дата обращения 21.11.2020).
  17. Лушникова А. Сказы нового тысячелетия // Мир музея, 2006, № 9. – С. 2–5.
  18. Schumacher P.Parametricism – a New Global Style for Architecture and Urban Design: [англ.] // AD Architectural Design – Digital Cities.  London, 2008, vol. 79, no [Параметризм – новый глобальный стиль для архитектуры и городского дизайна] (пер. П. Белого).  –   URL: https://patrikschumacher.com/Texts/Parametricism_Russian%20text.html (дата обращения 21.05.2021).

Загрузки

Опубликован

01-01-2021

Выпуск

Раздел

Эстетические ценности мировой художественной культуры в современном осмыслении

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)