Первый проект супрематистов в Витебске

Авторы

  • А. Г. Лисов

Ключевые слова:

Витебск, Малевич К.С., супрематизм, Уновис (Утвердители нового искусства), художественные мастерские, уличное оформление

Аннотация

Приезд Казимира Малевича в Витебск,  его активная творческая и педагогическая деятельность привели к созданию в Витебских свободных государственных художественных мастерских объединения педагогов и учащихся под  названием Уновис («Утвердители нового искусства»). В статье рассматривается роль проекта оформления города Витебска ко второй годовщине Комитета по борьбе с безработицей (декабрь 1919) в деле объединения сторонников  художественной концепции супрематизма. Проект включал оформление городского театра, в котором проводилось празднование события, здания Комитета, уличные декорации, украшение городского транспорта и шествия праздничных колонн. В них впервые широко использована супрематическая символика. Тема исследуется на основе документов Государственного архива Витебской области. Документы свидетельствуют, что у К.С. Малевича в Витебске очень скоро появились сторонники, которые понимали значимость его замыслов, стремились донести их до обывателя, сделать понятными, сохранить результаты творческого труда. В числе тех, кто прилагал усилия, направленные на сохранение супрематических плакатов, был и Марк Шагал. Юбилей Витебского Комитета по борьбе с безработицей стал тем событием, которое дало возможность реализовать первую, широко представленную акцию Малевича и его сторонников в городе. С нее началось утверждающее шествие коллектива за лидером, которое спустя месяц породило Уновис как силу, «партию супрематистов», способную отстаивать коллективную идею, идею коллективного творчества. Именно это обстоятельство дает основание и К. Малевичу и Л. Лисицкому в более поздних публикациях называть членов группы, работавших в декабре 1919 г. над оформлением праздника, уновисами, хотя, строго говоря, в тот момент Уновис как художественная организация формально еще не был создан.

 

Список литературы и источников

  1. Альманах Уновис. № 1: Факсимильное издание / Подготовка текста, публикация, вступ. статья, комментарии Т. В. Горячевой. – М.: СканРус, 2003.
  2. Брошюра Комитета по борьбе с безработицей. – Витебск, 1919. Издана литографским способом. Государственная Третьяковская галерея. Отдел рукописей. Москва. Ф. 
  3. Витебский гор. комитет по борьбе с безработицей. Отчет о деятельности [1917.4-17 – XII.1919]. – Витебск, 1919. – 27 с.
  4. Государственный архив Витебской области. Ф. 238. Витебский комитет по борьбе с безработицей.
  5. Малевич, К. С. Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы. 1913–1929: собр. соч. в пятитомах / общая ред., вступит. ст., сост., подготовка текстов и комментарии А. С. Шатских; Раздел «Статьи в газете «Анархия» (1918)»: публикация, сост., подготовка текстов и комментарии  А. Д. Сарабьянов. – М.: Гилея, 1995. – Том 1. – 393 с.
  6. Малевич, К. С. Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой: с приложением писем К. С. Малевича к М. О. Гершензону (1918–1924) / сост., публикация, вступит. ст., подготовка текста, комментарии и примечания А. С. Шатских. – М.: Гилея, 2000. – Том – 389 с. 
  7. Малевич, К. С. Произведения разных лет: Статьи. Трактаты. Манифесты и декларации. Проекты. Лекции. Записи и заметки: Поэзия: Собр. Соч. в пяти томах. / сост., публикация, вступит. и заключит. ст.-и, подготовка текста, комментарии и примечания А. С. Шатских. – М.: Гилея, 2004. – Том 5. – 619 с.
  8. Малевич о себе. Современникио Малевиче: Письма, документы, воспоминания, критика: В 2 т. / авт.- сост. И. А. Вакар, Т. Н. Михиенко. – М.: RA, 2004. –  Т. 1. – 584 с.
  9. Первая государственная выставка картин местных и московских художников. Каталог выставки. – Витебск, 1919. – 12 с.
  10. Письма Марка Шагала Павлу Эттингеру (1920–1948): Публикация А. С. Шатских / Сообщения Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. – М.: Советский художник, 1980. – Вып.6. – С. 191–218.
  11. Разные роли Марка Шагала. Из воспоминаний Александра Ромма / вступ., публикация и примеч. А. С. Шатских // Независимая газета, 1992. – 30 декабря. – № 252. – С. 5.
  12. Степанова, В. Ф. Человек не может жить без чуда. Письма. Поэтические опыты. Записки художницы / под ред. О. В. Мельникова; вступ. ст. А. Н. Лаврентьева. – М.: Сфера, 1994. – 303 с.
  13. Шатских, А. С. Витебск. Жизнь искусства. 1917–1922. – М.: Языки русской культуры, 2001. – 256 с.
  14. Фронт художественного труда. Материалы к всероссийской конференции левых в искусстве. Как возник Уновизм  // Эрмитаж. – 1922. –  № 10. – С. 3–4.
  15. Канцедикас, А. С. Эль Лисицкий. Фильм жизни. Статьи и доклады Эль Лисицкого / сост. А. С. Канцедикас, З. Н. Яргина. – М.: Новый Эрмитаж-Один, 2004. – Т.6. – 171 с.
  16. Канцедикас, А. С. Эль Лисицкий. Фильм жизни. Вглядываясь в старые зеркала / сост. А. С. Канцедикас, З. Н. Яргина. – М.: Новый Эрмитаж-Один, 2004. – Т. 1. – 101 с.
  17. Канцедикас, А. С. Эль Лисицкий. Фильм жизни. Мировидение и мирореальность / сост. А. С. Канцедикас, З. Н. Яргина. – М.: Новый Эрмитаж-Один, 2004. – Т. 2. – 133 с.
  18. Канцедикас, А. С. Эль Лисицкий. Фильм жизни. Художник – изобретатель. Таблицы / А. С. Канцедикас, З. Н. Яргина. – М.: Новый Эрмитаж-Один, 2004. – Т. 7. – 165 с.
  19. Kantsedikas, A. El Lissitzky :TheJewishPeriod (1905-1923) A. Kantsedikas. London: Unicorn Publishing Group, 2017, 208 p.
  20. Nakov, Andrei Boris. Kazimir Malewicz: le peintreabsolu / AndréiNakov.Paris: Thalia, 2006, Vol. 1, 463 p.
  21. Nakov, Andrei Boris. Kazimir Malewicz: le peintreabsolu: Les voiescélestes / Andréi Paris: Thalia, 2007, Vol. 2, 440 p.
  22. Nakov, Andrei Boris. Kazimir Malewicz: le peintreabsolu / AndréiNakov. Paris: Thalia, 2007, Vol. 3, 385p.
  23. Nakov, Andrei Boris. Kazimir Malewicz: le peintreabsolu: Documentation / AndréiNakov. Paris: Thalia, 2007, Vol. 4, 301 p.

Загрузки

Опубликован

01-01-2019

Выпуск

Раздел

История и теория науки