Общие тенденции художественного оформления спектаклей Оскара Шлеммера, Нины Коган, Лазаря Лисицкого в 1919–1922 гг.
Ключевые слова:
Оскар Шлеммер, школа Баухауз, синестезия, Нина Коган, Лазарь Лисицкий, театр, супрематизм, конструктивизм, кубофутуризмАннотация
В статье рассматриваются общие тенденции в оформлении спектаклей и трактовки телесного в театре 1920-х гг. в России и Германии на примерах постановок Оскара Шлеммера, Нины Коган, Лазаря Лисицкого. Основой для анализа стали “Триадический балет” Оскара Шлеммера (1918–1922), “Супрематический балет” Н. Коган (1920) и “Победа над Солнцем” (проект оформления Л. Лисицкого 1920–1921 гг.). Автор анализирует отношение к пластике актера, мимике, цветографическому и пластическому решению костюма, декораций на основе статей Г. Крэга и современных исследователей сценического искусства данного периода. Уделяется внимание осмыслению феномена “разъятого” тела в 1910–1920-х гг. на фоне технологического прогресса в конкретный исторический период. Производится анализ феномена сценического пространства как модели мироздания, универсума в работах Крученых, итальянских футуристов (Ф. Маринетти, Э. Прамполини, Ф. Деперо), русских конструктивистов и супрематистов. Упоминается внимание создателей спектаклей к характеру оптического восприятия цветографического решения зрителем в рассматриваемых примерах, эффекту синестезии в работе М. Матюшина. В заключении делается вывод об общности образного языка и тектоничности театрального спектакля футуристов, конструктивистов, супрематистов в 1920-е гг.
Список литературы
1. Авангард и театр 1910–1920-х гг.: сб.ст. / отв. ред. Г. Ф. Коваленко. – М.: Наука, 2008. – 686 с.
2. Бобринская, Е. А. Футуризм. – М., Галарт, 2000. – 192 с.
3. Герман, М. Ю. Модернизм. Искусство первой половины XX века. – СПб: Азбука-классика, 2003. – 480 с.
4. Губанова, Г. И. Театр русских футуристов: «Победа над Солнцем» (комплексный анализ): дисс. на соиск. уч. степ. к.-та иск. – М., 2000. – 211 с.
5. Гыбин, М. М. Энрико Прамполини как теоретик архитектурного футуризма первой и второй волны [Электронный ресурс]. URL:http://www.marhi.ru/AMIT/2012/3kvart12/index.php (дата обращения 24.03.2019).
6. Давыдова, М. В. Художник в театре начала XX в. – М., Наука, 1999. – 150 с.
7. Жирякова, А. Д., Назаров Ю. В. Мироздание и жизнеустройство в концепциях формообразования К. С. Малевича и В. Е. Татлина, статья [Электронный ресурс]. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=23609700 (дата обращения 24.03.2019)
8. Роуз Голдберг. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней / Роуз Голдберг. – М. Ad Marginem, 2017. – 320 с.
9. Кандинский, В. В. Избранные труды по теории искусства, в 2-х т. – М.: Гилея, 2008. – 430 с.
10. Кандинский, В. О духовном в искусстве. – М.: Архимед, 1992. – 109 с.
11. Колмогорова, Е. Н. Образы разъятого тела в трагедии “Владимир Маяковский” В. Маяковского. Вестник КемГУ 2013 № 4 (56) Т. 2 [Электронный ресурс]. URL:https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1236270 (дата обращения 24.03.2019).
12. Крученых, А. К истории русского футуризма. Воспоминания и документы. – М., Гилея, 2006 – 460 с.
13. Крэг, Э. Г. Воспоминания, статьи, письма / вступит. ст. А. Г. Образцовой, комментарии Ю. Г. Фридштейна, пер. с англ. – М.: Искусство, 1988. – 399 с.
14. Матюшин, М. В. Справочник по цвету. Закономерность изменяемости цветовых сочетаний. – М.: Издатель Д. Аронов, 2007. –72 с.
15. «Перформанс в России. 1910–2010. Картография истории». Каталог выставки. – М.: изд-во Музея современного искусства “Гараж”, 2014. – 280 с.
16. Подорога, В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. – М.: Ad Marginem, 1995. – 340 с.
17. Русский авангард. Манифесты, декларации, программные статьи (1908–1917) / авт.-сост. И. С. Воробьев. – СПб.: Композитор, 2008. – 256 с.
18. Тильберг, М. Цветная Вселенная: Михаил Матюшин об искусстве и зрении. – М.: Новое литературное обозрение, 2008. – 512 с.
19. Футуризм. Новеченто. Абстракция. Итальянское искусство XX века / под рук. Г. Белли, А. Костеневича. – СПб., Государственный Эрмитаж. – 340 с.
20. Харджиев, Н. От Маяковского до Крученых. Избранные работы о русском футуризме. – М.: Гилея, 2006. – 557 с.
21. Bauhaus. 1919–1933. Magdalena Droste. Berlin, Taschen Gmbh, 2013, 256 p.