Ассоциативно-синектический метод как творческий прием дизайнерской деятельности в специальной подготовке студентов-дизайнеров
Ключевые слова:
дизайнерская деятельность, творчество, технологии дизайн-проектирования, художественный образ, алгоритм действий, синектика, комбинирование образов, ассоциативная основаАннотация
Предметом научного анализа в исследовании обозначена проблема совершенствования специальной подготовки студентов-дизайнеров. В статье рассматривается подготовка специалиста в области дизайна на базе освоения творческих технологий создания творческого продукта. Мы исходим из того, что в основе данных творческих технологий имеется определенный алгоритм действий при поиске решений, что противоречит воззрениям большинства психологов-исследователей творчества, которые убеждены, что наиважнейшим условием активизации творчества является свобода от стандартов, паттернов, внешних установок. Однако в любом виде творчества важно уметь привлечь бессознательное к выполнению сознательных действий. Этому способствует ассоциативно-синектический метод, разработанный доктором педагогических наук, профессором С. А. Новоселовым (г. Екатеринбург). Он синтезирует в себе основные подходы к использованию аналогий в синектике и активизации творчества посредством комбинирования свойств разнородных объектов. Ассоциативно-синектический метод лег в основу нового проекта автора – «Дизайн искусственных стихов», где этапы конструирования стихов дополняются этапом поиска решения новой технической задачи. В рамках исследования проблемы подготовки специалиста в области дизайна ассоциативно-синектическая технология представляет для нас особый интерес. На основе данного метода нами разработан алгоритм создания художественного образа, содержащего проектную идею автора.
Список литературы
- Андронов, О. В. и др. Профессиональная устойчивость бакалавров физкультурного профиля как фактор эффективности профессиональной подготовки в вузе / О. В. Андронов, В. А. Беликов, М. В. Кожевников, И. В. Лапчинская // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – Челябинск: – Т. 10. – № 4. – С. 48–56.
- Беликов, В. А., Кожевников, М. В., Лапчинская, И. В. Коррекция дисграфии у учащихся с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – Челябинск, – № 5. – С. 9–21.
- Волошина, Л. Условия развития творческих способностей студентов // Дошкольное воспитание. – Москва, 2003. – №11. – С. 95–98.
- Гончарова, Т. В. Педагогические условия развития интереса к декоративно-композиционной деятельности у студентов художественно-графического факультета: дис….канд. пед. наук. – Магнитогорск, 2003.
- Дизайн искусственных стихов: Проект Сергея Новоселова. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. – 324 с.
- Клег, Б. Интенсивный курс по развитию творческого мышления / пер. с англ. Б. Клег, П. Бич. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004. – 392 с.
- Кожевников, М. В., Алексеева, Л. А. Культура управления и эффективность деятельности образовательного учреждения // Южно-Уральский педагогический журнал. – Магнитогорск, 2015. – № 3. – С. 107–112.
- Кожевников, М. В., Васева, О. Х. Формирование имиджа организации как условие эффективного управления // Южно-Уральский педагогический журнал. – Магнитогорск, 2015. – № 1 (2). – С. 106–111.
- Кожевников, М. В., Лапчинская, И. В. Имидж и эффективное управление: точки соприкосновения // Фундаментальная и прикладная наука. – Челябинск, 2017. – № 1 (5). – С. 47-48.
- Кожевников, М. В., Лапчинская, И. В. Шекспир и английская драматургия эпохи реставрации // Актуальные проблемы лингвистики, переводоведения и педагогики. – Самара, 2017. – № 1 (4). – С. 79–89.
- Кожевников, М. В. Поликультурное образование как основа формирования готовности к межкультурной коммуникации // Вестник Академии энциклопедических наук. – Челябинск, 2017. – № 1 (26). – С. 25–28.
- Кожевников, М. В., Лапчинская, И. В. Манипулятивный способ воздействия в профессиональной деятельности: морально-этический аспект использования // Профессиональное образование: методология, технологии, практика / сборник научных статей. – Челябинск, 2018. – С. 36–
- Кожевников, М. В., Каляева, Ю. А., Лапчинская, И. В. Социальная значимость проблемы синдрома дефицита внимания у детей с гиперактивностью // Вестник Академии энциклопедических наук. – Челябинск, 2018. – № 3 (32). – С. 32–
- Курушин, В. Графический дизайн и реклама / В. Курушин. – М.: ДМК Пресс, 2016. –275c.
- Кожевников, М. В., Лапчинская, И. В. Оптимизация мотивации деятельности у подростков с тяжелыми нарушениями речи // Технологии социальной работы с молодежью. Материалы VI межрегиональной научно-практической интернет-конференции с международным участием / под науч.ред. Н.Ф. Басова. – Кострома, 2018. – С. 149–
- Лапчинская, И. В., Каляева, Ю. А. Ассоциативно-синектический метод как творческий прием художественной деятельности в профессиональной подготовке художников декоративно-прикладного искусства // Современные тенденции развития изобразительного, декоративно-прикладного искусств и дизайна / сб. статей ФГБОУ ВПО «НГПУ». – Новосибирск, – С. 124–127.
- Лапчинская, И. В. Формирование познавательной активности учащихся информационными средствами обучения // Технологии социальной работы с молодежью материалы межрегиональной заочной науч.-практич. конф./ сост. О. Н. Веричева, науч. ред. Н. Ф. Басов. 2013. – С. 396–
- Новоселов, С. А. Развитие технического творчества в учреждении профессионального образования: системный подход. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. – 371 с.
- Проект Сергея Новоселова «Искусственные стихи»: сб. творческих работ, выполненных на занятиях по курсу «Техническое творчество». – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. – 73 с.
- Романов, Е. В., Лапчинская, И. В. Технология художественного творчества. Учеб. пособие / Е. В. Романов, И. В. Лапчинская. Мин-во образования и науки Российской Федерации, Магнитогорский гос. ун-т. – Магнитогорск, 2005. – 160 с.