Морфология педагогики искусства
Ключевые слова:
педагогика искусства, морфология, тпология и классификация, пространственные искусства, этнопедагогика, информационное обществоАннотация
В свете актуализации художественного и художественно-педагогического образования в изменяющихся условиях всеобщей цифровизации поставлена проблема морфологии педагогики искусства, выработки совокупных методологических подходов в изучении теории, истории и освоении практики художественной деятельности, определения устойчивых педагогических методов. Обоснование системности, последовательности и единства художественного образовательного процесса привело к необходимости рассмотрения типологии и классификации пространственных искусств, определения трансформирующегося категориально-понятийного аппарата истории искусства и художественных дисциплин, анализа специфики изобразительных и неизобразительных (архитектонических) образно-выразительных возможностей пластического искусства. Определение методов обучения художественной педагогической деятельности приводится в соответстие с ее типологической спецификой (профессиональной и традиционной) и классификацией по признакам классовой, родовой, видовой и жанровой структуры. Системность и многополярность методов художественной педагогики в обучении расширит знания и углубит понимание сущности различных видов произведений искусства. Результаты исследования привели к выводу, что теоретико-методологические подходы в педагогике искусства вытекают из морфологической специфики самого искусства. Структурно-функциональное изучение педагогики искусства внесет коррективы в содержание образовательных программ.
Список литературы
- Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. – М.,1985. – 177 c. – URL: https://frs.ucoz.ru/_ld/0/31_Wipper_B_R_vved.pdf (дата обращения 12.06.2023).
- Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе` (3-е, переработанное и дополненное издание) / учебник для СПО. – М., 1998. – 336 с.
- Неменский Б. М. Педагогика искусства. – М.: Просвещение, 2012. – 272 с.
- Юсов Б.П. Новые горизонты школьного искусства и культуры // Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания. – М.: Ин-т художеств.образования РАО, 2003. – С. 64–73.
- Ломов С. П. Живопись / С. П. Ломов. – М.: Агар, 2008. – 232 с.
- Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М., 1980. – 240 с.
- Власов В.Г. Теория формообразования в изобразительном искусстве / учеб пос. – СПб, 2017. – 380 с. ISBN:978-5-288-05732-8.
- Сокольникова Н. М. Методика обучения изобразительному искусству: учеб. для учреждений высшего профессионального образования. – М.: Академия, 2013. – 336 с.
- Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. – М., 1981. – 96 с.
- Бакушинский А. В.Художественное творчество и воспитание (1925). – Москва, 2009. – 304 с. ISBN: 978-5-8403-1522-4.
- Выготский Л. С. Психология искусства (1925). – URL: https://avidreaders.ru/download/psihologiya-iskusstva.html?f=pdf (дата обращения 1.08.2023).
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие (1954) / перевод с англ. В.Л. Самохина; общая редакция В.П. Шестакова. – Москва: Прогресс, 1974. – 392 с.
- Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм (1975) / пер. с англ.: В. Л. Глазычев. – М., 1984. – 192 с.
- Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства (1994) / пер. с англ. – М., 1994. – 352 с. ISBN 5-7042-0581-X.
- Молева Н.М., Белютин Э.М. Педагогическая система Академии художеств XVIII в. – М., 1956. – 519 с.
- Бакланова Т. И. Педагогика народного художественного творчества как отрасль педагогической науки и учебная дисциплина. – URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/201/Action201-16239.pdf (дата обращения 21.06.2022).
- Кошаев В. Б. Общественное значение художественно-графического образования и его перспектива //Инновационные проекты и программы в образовании 2013, № 2. С 57– – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennoe-znachenie-hudozhestvenno-graficheskogo-obrazovaniya-i-ego-perspektiva(дата обращения 15.07.2023).
- Шабалина Н. М. Образовательно-воспитательный потенциал народного традиционного искусства в современном мире // Дизайн. Искусство. Промышленность: Международный журнал научных исследований / гл. ред. д.-р. иск. Н. М. Шабалина. – Челябинск: Издательский Дом Технэ, 2022. – Выпуск 9. – С. 11–17. https:// org/ 10.56900/2312-6116_2022_9_11.
- Шабалина Н.М. Полипрофессиональные технологии в системе высшего художественного образования // Дизайн. Искусство. Промышленность: Международный журнал научных исследований /гл. ред. д.-р. иск. Н. М. Шабалина. – Челябинск: Издательский Дом Технэ, 2018. – Выпуск 5. – С. 41–45. ISSN 2312-6116.
- Нестерова М. А. Методика преподавания дисциплин изобразительного искусства : учеб. пособие / М. А. Нестерова, А. В. Воронова, М. Н. Макарова. – СПб., 2018. – 127 с. ISBN 978-5-94760-291-3. – URL: https://books.gikit.ru/pdf/2018/Uchebnaja%20literatura/Nesterova_Voronova_Makarova_Metodika_prepodavanija_disciplin_izo_iskusstva_UP_2018.pdf
- Фроловская М.Н. Педагогика искусства– искусство педагогики: монография / М. Н. Фроловская; АлтГУ. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2013. – 144 с. ISBN 978-5-7904-1603-3. – URL: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/219 (дата обращения 21.06.2022).
- Савинов А.М. Система преподавания П. П. Чистякова как пример профессиональной деятельности художника-педагога // Педагогика искусства: электронный научный журнал. – № 3, 2010. – URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-3-2010.htm (дата обращения 25.04.2023).
- Julie J Thomson. Josef Albers, Late Modernism and Pedagogic Form Reviews: Jeffrey Saletnik, University of Chicago Press, 2022, 320 , 53. ISBN: 978-0-226-69917-2. Journal of Design History, Vol 36, Issue 3, September 2023, pp 315–316, https://doi.org/10.1093/jdh/epad012.
- Geoff Kaplan (ed.) After the Bauhaus, Before the Internet: A History of Graphic Design Pedagogy 2022 Journal of Design History, Vol 36, Issue 1, March 2023, pp 101–103, https://doi.org/10.1093/jdh/epac039