Перспективы развития STEAM-образования в дизайне

Авторы

  • Наталья Михайловна Шабалина

Ключевые слова:

промышленная революция «Индустрия 4.0», STEM и STEAM-образование, междисциплинарность, универсальные компетенции, педагогика искусства, дизайн, метод синтезирования

Аннотация

В связи с ускоренными процессами развития цифровых технологий в дизайн-образовании высшей школы актуальной задачей является комплексная сформированность профессиональных компетенций, вбирающих в себя знания гуманитарно-художественных, социально-экономических, естественных и технических предметных дисциплин. Системное развитие специфического дизайнерского мышления студентов; совершенствование форматов проблемного и проектного обучений с учетом междисциплинарности, актуализирует проблему внедрения перспективного метода STEAM в программы художественного и дизайнерского высшего образования.  Цель настоящего исследования: на основе кросс-культурной аналитики педагогики дизайна раскрыть закономерное взаимодействие основных образовательных практик ведущих мировых дизайнерских школ и обосновать перспективность внедрения метода STEAM в программы отечественного дизайнерского образования. Применяя метод контент-анализа, включающий в себя культурно-историческую репрезентацию, а также метод структурно-сопоставительного анализа образовательных практик мирового дизайна с использованием локального опыта в исследовании актуализируется методика синтезированной STEAM-технологии в контексте дизайнерского образования современной цифровой эпохи.  Поставленная исследовательская задача раскрытия особенностей, преимущества и перспективы развития в дизайн-образовании STEAM-технологии, имеющей свою предысторию, дала возможность объединить методы теоретических знаний и практических навыков, применяемых в блоках различных дисциплин с целью их оптимизации в художественно-конструкторском проектировании. Репрезентативный экскурс практик мировых дизайнерских школ дал возможность сопоставить их подходы и методы во времени и вывести их соответствие с социально-экономическими и культурными потребностями общества, что привело к выводу об универсальности междисциплинарного подхода в обучении и необходимости включения в современный образовательный процесс STEAM-модели. Проанализированные в исследовании методы STEAM-образования  обоснованы и верифицированы практико-ориентированным обучением.

  1. Беккер Д. Образование по системе свободных искусств и наук: ответ на вызовы XXI в. (пер. с англ. Н. Микшиной, под ред. Н. Алёшиной) Вопросы образования. 2015. №  С. 33–61. https:// doi:  10.17323/1814-9545-2015-4-33-61. https://vo.hse.ru/article/view/15351/14412 (дата обращения 18.05.2022).
  2. Ахметзянова А.М., Миннуллина Р.Ф. STEAM технологии в современном образовании Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: мат.-лы 26-й междун. науч.-практич. конф., т. 1. / под науч.ред. В.А. Федорова. Екатеринбург, 2021. https:// doi:  24224/2227-1295-2018-11-322-332. URL:   https://www.elibrary.ru/download/elibrary_47976945_97044351.pdf (дата обращения 25.02.2023).
  3. Лукша Павел (ed.), Сенге Питер. Образовательные экосистемы для общественной трансформации Образование для сложного общества [Global Education Futures] / мат.-лы форума Global Education Leaders’ Partnership Moscow, 2018. 213 с. URL:  https://vbudushee.ru/upload/documents/obr_sloj_obsh.pdf (дата обращения 18.06.2022).
  4. Дорофеева А. С. Анализ развития STEAM-образования в России и за рубежом Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: Психолого-педагогические науки. 2020. № 4 (54). С. 236–242.
  5. Шатунова О. В. STEM- и STEAM-образование: от технологии к искусству Актуальные направления современной науки, образования и технологий: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 23 апреля 2020 г. Чебоксары, 2020. С. 259–263.
  6. Анисимова Т. И., Шатунова О.В., Сабирова Ф.М. STEAM-образование как инновационная технология для Индустрии 4.0. Научный диалог. 2018. № 11. С. 322–332. https:// doi: 10.24224/2227-1295-2018-11-322-332. URL: https://dou9krsk.ru/images/20-21/news/2021-01-24/2/steam-obrazovanie_kak_innovacionnaya_tehnologiya_dlya_industrii0.pdf (дата обращения 25.11.2022).
  7. Алексанков А. М. Четвертая промышленная революция и модернизация образования: международный опыт. Стратегические приоритеты.   № 1 (13). С. 53–69.
  8. Шваб К. Четвёртая промышленная революция. Москва: Эксмо, 2016. 138 с. ISBN 978-5-699-90556-0. URL: http://ncrao.rsvpu.ru/sites/default/files/library/k._shvab_chetvertaya_promyshlennaya_revolyuciya_2016.pdf (дата обращения 25.05.2023).
  9. Белл Даниэль. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Москва: Академия, 1999. 956 с. ISBN: 5-87444-070-4.
  10. Юваль Ной Харари. Homo Deus: Краткая история будущего. Москва, 2018. 580 с. ISBN:
  11. Aronov V. R. Social aspects of digital design. Collection scientific-practical conf. Moscow: MGHPA im. S.G. Stroganova. Moscow Architectural Institute, Russian Academy of Arts, 2021, pp 22–28. Available at: https://xn----7sbabalfgj4as1arld1aqs8v.xn--p1ai/uploads/catalogfiles/3258_architecture_design_digital_age_web2.pdf (visit date 19 July 2023).
  12. Деникин А. А. «Постцифровая эстетика» в художественных практиках цифрового искусства // Наука телевидения. 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/posttsifrovaya-estetika-v-hudozhestvennyh-praktikah-tsifrovogo-iskusstva (дата обращения 30.09.2023).
  13. Ерохин С.В. Эстетика цифрового изобразительного искусства. СПб.: Алетейя, 2010. 432 с.
  14. Алиев В. Э. Художественный процесс в цифровой живописи // Художественная культура. 2021. № 2. DOI: 10.51678/2226-0072-2021-2-406-419. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennyy-protsess-v-tsifrovoy-zhivopisi (дата обращения 30.09.2023).
  15. Стародубцев В.А. Практико-центрированное обучение в высшей
    школе // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 5. С. 75 DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-75-87.
  16. Гречушкина Н.В., Арефьева Е.А. Хакатон: определение, практика и перспективы применения в высшей школе // Высшее образование в России. Т. 32. № 4. С. 83–105. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-4-83-105.
  17. Жердев Е. В., Лаврентьев А.Н. От базовых принципов аналогового дизайна – к цифровому дизайну // Архитектура и дизайн в цифровую эпоху / сб. науч-практ конф. Москва: МГХПА им. С.Г. Строганова, МАРХИ, РАХ, 2021. С. 22–28. URL: https://xn----7sbabalfgj4as1arld1aqs8v.xn--p1ai/uploads/catalogfiles/3258_architecture_design_digital_age_web2.pdf  (дата обращения 19.07.2023).
  18. Григорьев Э. П., Решетова М. В.А. Системообразующие принципы методологии дизайна // Архитектура и дизайн в цифровую эпоху / сб. науч-практ конф. Москва: МГХПА им. С.Г. Строганова, МАРХИ, РАХ, 2021. С. 22–28.  URL: https://xn----7sbabalfgj4as1arld1aqs8v.xn--p1ai/uploads/catalogfiles/3258_architecture_design_digital_age_web2.pdf (дата обращения 19.07.2023).
  19. Maeda John. The Laws of Simplicity: Design, Technology, Business, Life. Moscow:Alpina Publisher, 2008. 120 p.ISBN 978-5-9614-0649-8.
  20. Наследие да Винчи, или Чем STEAM отличается от STEM АкадемиЯ Минпросвещения России. URL: https://apkpro.ru/news/naslediedavinchiilichemsteamotlichaetsyaotstem/ (дата обращения 25.02.2023).
  21. Гнедовская Т.Ю. Немецкий Веркбунд и его архитекторы. История одного поколения. Москва, 2011. 349 с. ISBN 978-5-903888-21-4.
  22. Kaplan Geoff (ed.) After the Bauhaus, Before the Internet: A History of Graphic Design Pedagogy, 2022, p. 322. ISBN 9781949484090.
  23. Девятко Д. С. Опыт Ульмской школы для современного дизайн-образования // Дизайн. Искусство. Промышленность: Международный журнал научных исследований / гл. ред. д.-р. иск. Н. М. Шабалина. Челябинск: Издательский Дом Технэ, 2021. Выпуск 8. С. 36–41.
  24. Девятко Д.С. Экспериментальные подходы представителей Ульмской школы дизайна к системе преподавания: специальные дисциплины, образовательный процесс, инновации // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. Москва, 2021. № 1–2. С. 191–196.
  25. Neves Isabel Clara and Rocha João. The contribution of Tomas Maldonado to the scientific approach to design at the beginning of computational era Future Traditions 1st eCAADe Regional International Workshop, pp 39–50. URL: https://papers.cumincad.org/data/works/att/ecaade2013rcontent.pdf (дата обращения 19.10.2023).
  26. Kristofer Jovkovski. Ulm School of Design The Journal of the Asian Conference of Design History and Theory, 2017. https://www.academia.edu/28861827/Ulm_School_of_Design (дата обращения 19.10.2023).
  27. Paul Betts. Science, Semiotics and Society: The Ulm Hochschule für Gestaltung in Retrospect Design Issues vol 14, no 2, pp 67 ISSN 07479360. https://www.jstor.org/stable/1511852 (дата обращения 19.10.2023).
  28. Peter H. Wagschal and Robert D (ed.) R. Buckminster Fuller on Education. University of Massachusetts Press, 1979, 192 p. https://primo.getty.edu/primo-explore/fulldisplay/GETTY_ALMA21117657330001551/GRI (дата обращения2023).
  29. Loewy Raymond. Never Leave Well Enough Alone. Johns Hopkins University Press; First Edition, 2002, 488 p.  ISBN
  30. Loewy Raymond. Industrial Design. 1979. ISBN0-87951-260-1.
  31. Papanek Victor. Design for the Real World: Human Ecology and Social Change. New York, Pantheon Books, 1971. ISBN 0-394-47036-2.

Загрузки

Опубликован

15-11-2024

Выпуск

Раздел

Дизайн-образование в современном мире

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)