К вопросу о вариативности и массовости в искусстве, художественном производстве и дизайне
Ключевые слова:
традиционное искусство, художественная промышленность, предметный дизайн, бифункциональность, вариативность в искусстве, уникальность и массовостьАннотация
Предметом искусствоведческого исследования явились социально-антропологические подходы в изучении смежных явлений фольклорного творчества и художественного производства, послуживших основой для развития дизайна. В фокусе внимания стали категории вариативности и массовости в полярных видах пластического искусства. Бифункциональность предметной культуры объясняет постоянную потребность в вариативном воспроизведении сюжетных мотивов и художественных образов. Изделия, создаваемые и воссоздаваемые мастерами для реализации, нуждались в многовариативной трактовке сюжетных композиций, формообразования. Бифункциональность предметов художественного производства экстраполируется на их содержание, которое также должно отвечать массовому –доступному восприятию. Компонент массовости рассматривается в количественном и качественном отношении. Вариативность как свойство фольклорного творчества проявляется в многообразной трактовке заданных традицией сюжетах и мотивах изображения. Вариативность как метод также стал возможным и применяемым в современном дизайне художественных предметов интерьера. С помощью компьютерных программ у художников и дизайнеров появилась возможность генерировать свои идеи, разнообразить формообразование вещей, каждый раз предлагая потребителю новый вариант. Таким образом, художественные изделия вновь приобретают индивидуальность, и с понятия «массовость» снимается налет негативного восприятия.
Список литературы
1. Каменский А.А. О смысле художественной традиции // Критерии и суждения в искусствознании. – Москва: Советский художник, 1986. – С. 215–253.
2. Бернштейн Б.М. Несколько соображений в связи с проблемой «Искусство и этнос» // Критерии и суждения в искусствознании / сб.статей. – Москва, 1986. – С. 125–144.
3. Бернштейн Б.М. Традиция и канон. Два парадокса // Советское искусствознание```` 80.
– Москва, 1981. – С. 112–153.
4. Шабалина Н.М. Художественная промышленность как форма массового искусства в системе индустриальной культуры XX века // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. – Санкт-Петербург, 2014. – № 1. – С. 101– 104.
5. Сальникова Е.В., Соколов К.Б. Массовое искусство – это... искусство. К вопросу о терминах и подходах // Художественная культура: Государственный институт искусствознания. – Москва, 2019 № 4. – С. 580–597. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/massovoe-iskusstvo-eto-iskusstvo-k-voprosu-o-terminah-ipodhodah
file:///C:/Users/User/Downloads/massovoe-iskusstvo-eto-iskusstvo-k-voprosu-o-terminah-i-podhodah%20(1).pdf (дата обращения 10.06.2021).
6. Мукерджи Ч., Шадсон М. Новый взгляд на популярную культуру // Массовая культура и массовое искусство. «За» и «против». Перевод с англ А.В. Захарова. – Москва: Гуманитарий, 2003. – 510 c. – URL: http://art.photo-element.ru/analysis/popular_culture/popular_culture.html
7. Костина А.В., Кожаринова А.Р. Конструктивный потенциал массовой культуры. Специфика проявления в информационном обществе. – Москва: URSS, 2015. – 256 c.
8. Захаров А.В. Возможен ли симбиоз традиционной и массовой культуры? // Массовая культура на рубеже веков / ред.-сост. Е.В. Дуков, Л.И. Левин. – Москва– Петербург: Дмитрий Буланин, 2005. – С. 7–25.
9. Бычков П.Г. Социально-интеграционный потенциал массовой культуры постиндустриального общества / Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологи [Рукопись]. – Санкт-Петербург, 2014. – URL: https://www.gup.ru › upload › iblock (дата обращения 12.06.2021).
10.Соловьева А.Н. Концептуализация аутентичности в контексте глобализации культуры // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 2009. – С. 137–141. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualizatsiya-autentichnosti-v-kontekste-globalizatsiikultury (дата обращения 12.06.2021).